ПРОГРАММА III Всероссийского съезда дефектологов

Организаторы:
Минпросвещения России
Институт коррекционной педагогики


ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Организатор Съезда – Министерство просвещения Российской Федерации.

 

Цель проведения III Всероссийского съезда дефектологов (далее – Съезд): выделение тенденций и обозначение перспектив развития российской дефектологической науки и практики.

Задача Съезда: актуализация вопросов совершенствования и развития дефектологической науки и практики в Российской Федерации.

Ключевые вопросы Съезда:

- качество профессиональной подготовки учителей-дефектологов и учителей-логопедов в системе высшего и дополнительного профессионального образования;

- востребованность и престиж профессий учитель-логопед и учитель-дефектолог, оценки готовности к профессиональной деятельности в современных условиях, в том числе с учетом демографических и социально-экономических изменений;

- развитие отечественной дефектологии, доступность и трансляция результатов фундаментальных и прикладных исследований в практику образования и психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, сопровождения их семей;

- поэтапность внедрения Стратегии развития образования обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, освещение основных векторов и точек роста российской системы образования детей и взрослых
с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, условий и механизмов развития наиболее перспективных направлений;

- поддержка частных инициатив создания эффективных моделей специального и инклюзивного образования, психолого-педагогической реабилитации.

 

Сбор вопросов по актуальным проблематикам в области российской дефектологии проводится на веб-странице III Всероссийского Съезда дефектологов по адресу: http://defectolog2019.ru.

 

Сроки и место проведения III Всероссийского съезда дефектологов:

14-15 ноября 2019 года, город Москва

 

Место проведения:

14 ноября 2019 года (1-й день Съезда)Концертный зал Правительства Москвы (метро «Смоленская», улица новый Арбат, д. 36)

15 ноября 2019 года (2-й день Съезда) – Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Московский международный Дом музыки» (метро «Павелецкая», Космодамианская набережная, д. 52, стр. 8)

Целевая аудитория:

В работе Съезда принимают участие почетные гости, официальные лица, представители органов исполнительной власти, делегаты от регионов, а также члены некоммерческих и общественных организаций.

 

Регламент участия и процедура регистрации

Вход на все мероприятия Съезда осуществляется по персональным приглашениям или предварительной регистрации.

Делегация каждого субъекта Российской Федерации составляет от 5 до 8 человек.

Распределение квот участников от субъекта Российской Федерации:

• специалист органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (руководитель делегации) – 1 человек;

• представитель организации дополнительного профессионального образования, обеспечивающей профессиональную переподготовку и повышение квалификации в области дефектологии – 1 человек;

• представители образовательных организаций высшего образования, расположенных в субъекте и осуществляющих подготовку по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» - до 2 человек;

• педагоги-дефектологи образовательных организаций, центров психолого-медико-педагогического сопровождения, психолого-медико-педагогических комиссий – до 4 человек.

Данные квоты являются примерными, окончательное распределение осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования.

Официально приглашенные лица (почетные гости): политики, общественные деятели, выдающиеся ученые – дефектологи, руководители образовательных организаций высшего образования, руководители фондов.

 

Контактная информация

Организационное, техническое и информационное сопровождение Съезда осуществляет федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» (ФГБНУ «ИКП РАО»).

Необходимую информацию об организации и проведении Съезда можно получить по телефонам: (499) 245-04-52, (499) 246-96-66 или электронной почте: info@ikp.email

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ III ВСЕРОССИЙСКОГО СЪЕЗДА ДЕФЕКТОЛОГОВ


14 ноября 2019 г. (четверг)

Концертный зал Правительства Москвы (м. Смоленская, улица Новый Арбат, д. 36)

9.00 - 10.00

Регистрация участников

БРИФИНГ ПЛОЩАДКИ

10:00 – 11:30

Площадка 1.

Большой конференц-зал

Дефектология как наука: достижения, перспективы и пути развития

Модераторы:

Коробейников Игорь Александрович, заместитель директора ФГБНУ «ИКП РАО» по научной деятельности, доктор психологических наук;

Кобрина Лариса Михайловна, проректор по научной работе ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина», доктор педагогических наук

Вопросы для обсуждения:

— современная проблематика научных исследований и отраслевая потребность системы специального и инклюзивного образования

— пути привлечения молодых исследователей в современных социально-экономических условиях

— портрет ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи – перспективы и задачи исследования

— современная наука – школе: пути научно-методической поддержки и сопровождения развивающейся практики

— возможности расширения тематики межотраслевых научных исследований

— комплексная реабилитация детей с ОВЗ и с инвалидностью – новые задачи науки и практики

— цифровизация в специальном и инклюзивном образовании

Спикеры:

Бабкина Наталия Викторовна, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ИКП РАО»

Гостар Анна Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент, заместитель заведующего отделением по учебной работе Педагогического института ФГБОУ ВО «ИГУ»

Денисова Ольга Александровна, доктор педагогических наук, директор РУМЦ СЗФО, заведующий кафедрой дефектологического образования ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет»

Карпова Дарья Андреевна, заместитель директора по опытно-экспериментальной работе и повышению квалификации ФГБНУ «ИКП РАО»

Кузьмичева Татьяна Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, директор Психолого-педагогического института ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет»

Либлинг Мария Михайловна, кандидат психологических наук, ведущий научный ФГБНУ «ИКП РАО»

Соловьева Татьяна Александровна, доктор педагогических наук, и.о. директора ФГБНУ «ИКП РАО»

Филатова Юлия Олеговна, доктор педагогических наук, доцент, директор учебно-научного центра междисциплинарных исследований в специальном и инклюзивном образовании ФГБОУ ВО «МПГУ»

Хитрюк Вера Валерьевна, доктор педагогических наук, доцент, директор Института инклюзивного образования БГПУ им. М. Танка

Площадка 2.

Малый конференц-зал

Дополнительное профессиональное образование педагога-дефектолога: как обеспечить качество?

Модераторы:

Алмазова Анна Алексеевна, кандидат педагогических наук, директор Института детства, заведующий кафедрой логопедии  ФГБОУ ВО МПГУ;

Волосовец Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, директор ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО»

Вопросы для обсуждения:

— примерные программы дополнительного профессионального образования как средство контроля качества

— профессиональные запросы специалистов и содержание новых квалификаций – всегда ли одно соответствует другому

— дистанционное образование и электронное обучение в системе дополнительного профессионального образования педагогов-дефектологов

— профессиональная переподготовка и какой она должна быть сегодня самообразование с использованием открытых учебных онлайн курсов – перспективы развития

Спикеры:

Воронкова Валентина Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, советник при ректорате ГБОУ ВО МО «АСОУ»

Грибова Ольга Евгеньевна, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ИКП РАО»

Григоренко Наталья Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ

Сайфутдинова Рамзия Альбертовна, начальник отдела повышения квалификации и переподготовки в сфере дефектологии НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования»

Тишина Людмила Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой специального (дефектологического) образования факультета клинической и специальной психологии ФГБОУ ВО МГППУ

Хайртдинова Лена Фаритовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «БГПУ им. М.Акмуллы»

Шипилова Елена Викторовна, старший преподаватель кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «ВГСПУ»

Яковлева Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной (коррекционной) педагогики Института детства СПб АППО

Царёв Андрей Михайлович, директор центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области

Ковалева Юлия Александровна, зав. кафедрой дошкольного, начального и инклюзивного образования ТОИПКРО, Томск

Балашова Ирина Владимировна, заместитель директора по общим вопросам областного государственного автономного учреждения Калининградской области для обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр диагностики и консультирования детей и подростков"

11:30 – 13:00

Площадка 1.

Большой конференц-зал

Стратегия развития образования обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью до 2030 года и перспективы ее реализации

Модераторы:

Терехина Ирина Олеговна, директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России;

Соловьева Татьяна Александровна, доктор педагогических наук, и.о. директора ФГБНУ «ИКП РАО»

Вопросы для обсуждения:

— приоритеты государственной политики в сфере образования
и комплексной реабилитации лиц с ОВЗ и с инвалидностью

— основные векторы и точки роста в развитии национальной системы лиц с ОВЗ и с инвалидностью

— поэтапное внедрение стратегии и оценка его эффективности (целевые показатели)

— изменение роли родителей – поиск новых путей сопровождения семьи

— каким будет образование детей с ОВЗ и с инвалидностью в 2030 году

что изменится в профессиональной жизни специалиста, работающего с обучающимся с ОВЗ и с инвалидностью, к 2030 году

Спикеры:

Абкович Алла Яковлевна, кандидат педагогических наук, начальник отдела перспективных научных исследований ФГБНУ «ИКП РАО»

Богданова Тамара Геннадиевна, доктор психологических наук, профессор кафедры психолого-педагогических основ специального образования Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ

Вильшанская Аделя Дамировна, кандидат педагогических наук, ведущий эксперт Ассоциации инклюзивных школ

Денискина Венера Закировна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры тифлопедагогики Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ»

Ильина Светлана Юрьевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой олигофренопедагогики РГПУ им. А. И. Герцена

Корнев Александр Николаевич, доктор психологических наук, заведующий лабораторией нейрокогнитивных технологий ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России

Никольская Ольга Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник ФГБНУ «ИКП РАО»

Разенкова Юлия Анатольевна, доктор педагогических наук, доцент,
ведущий научный сотрудникФГБНУ «ИКП РАО»

Ткачева Виктория Валентиновна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ»

Хаустов Артур Валерьевич, кандидат педагогических наук, директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра

Шпицберг Игорь Леонидович, руководитель Центра реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир»

Яхнина Елена Захаровна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ»

Площадка 2.

Малый конференц-зал

Система сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, проживающих в ДДИ и ПНИ

Никандрова Татьяна Сергеевна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой олигофренопедагогики и специальной психологии ФГБОУ ВО «МПГУ»;

Яковлева Ирина Михайловна, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой олигофренопедагогики и клинических основ специальной педагогики Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ

Вопросы для обсуждения:

— нормативно-правовые и этические вопросы профессиональной деятельности сотрудников ДДИ/ПНИ в части организации образования лиц, проживающих в указанных организациях

— профессиональные дефициты при работе с данной категорией лиц и пути их преодоления

— проектирование адаптированных образовательных программ общего образования детей и взрослых, проживающих в ДДИ/ПНИ

— современные технологии помощи детям и взрослым, проживающим в ДДИ/ПНИ, – есть ли готовые решения

— профессиональное обучение подростков и взрослых, проживающих в ДДИ/ПНИ, и возможности его организации

Спикеры:

Бондарь Татьяна Алексеевна, учитель-логопед РБОО «Центр лечебной педагогики» 

Забрамная София Давыдовна, кандидат педагогических наук, профессор, профессор кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии ФГБОУ ВО «МПГУ»

Иванов Евгений Александрович, педагог-организатор, ведущий специалист по IT-технологиям ГБУ ЦССВ «Вера Надежда Любовь»

Исаева Тамара Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ»

Константинова Ирина Сергеевна, кандидат психологических наук, нейропсихолог, РБОО «Центр лечебной педагогики»

Краснова Юлия Семеновна, координатор АНО комплексного социального обслуживания «Православный Свято-Софийский социальный дом»

Романова Елизавета Александровна, методист ЦВС ГБУ ЦССВ «Вера Надежда Любовь», директор АНО РЦ «Вера Надежда Любовь»

Титова Оксана Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой олигофренопедагогики и клинических основ специальной педагогики по науке Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ

Царев Андрей Михайлович, кандидат педагогических наук, директор Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области, директор Федерального ресурсного центра по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с ТМНР

Шевырева Татьяна Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ»

Шпитальский Александр Георгиевич, заместитель директора по социальной и воспитательной работе ГКУ ЦССВ «Доверие»

Щербакова Светлана Михайловна, дефектолог АНО комплексного социального обслуживания «Православный Свято-Софийский социальный дом»

13.00 – 14.00

Кофе-брейк

14.00 – 15.30

Площадка 1.

Большой конференц-зал

Специальное (дефектологическое) образование: вчера, сегодня, завтра

Модераторы:

Приходько Оксана Георгиевна, доктор педагогических наук, директор Института специального образования и комплексной реабилитации, заведующий кафедрой логопедии ГАОУ ВО МГПУ;

Антропов Александр Петрович, кандидат педагогических наук, директор Института дефектологического образования и реабилитации ФГБОУ ВО «РГПУ им. А.И. Герцена»

Вопросы для обсуждения:

— бакалавриат или специалитет – что обеспечит качество подготовки будущих специалистов дефектологов

— ФГОС 3++ как инструмент проектирования образовательных программ высшего образования при подготовке дефектологов

— целесообразность введения интернатуры или постдипломной стажировки дефектологов

— целевой набор и целевое обучение как решение проблемы кадрового дефицита педагогов-дефектологов

— учебно-методическое объединение по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» – поиск новых форм организации межвузовского взаимодействия

— сетевое партнерство вузов, общеобразовательных и общественных организаций – реалии и перспективы

— востребованность направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» среди абитуриентов

Спикеры:

Агавелян Рубен Оганесович, доктор психологических наук, профессор, директор Института детства ФГБОУ ВО "Новосибирский государственный педагогический университет"

Артёмова Ева Эдуардовна, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета клинической и специальной психологии ФГБОУ ВО «МГППУ»

Буковцова Нина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета психологии и специального образования ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет»

Волковская Татьяна Николаевна, доктор психологических наук, профессор кафедры логопедии Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ

Ворошнина Ольга Руховна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «ПГГПУ»

Дмитриев Алексей Андреевич, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета специальной педагогики и психологии МГОУ

Кулакова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, декан дефектологического факультета Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ»

Назарова Наталия Михайловна, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психолого-педагогических основ специального образования Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ

Скуратовская Марина Леонидовна, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой дефектологии и инклюзивного образования ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»

Филатова Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, профессор, директор института специального образования ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»

Площадка 2.

Малый конференц-зал

Престиж и востребованность профессии «учитель-дефектолог»

Модераторы:

Филичева Татьяна Борисовна, доктор педагогических наук, профессор, президент Союза дефектологов, профессор кафедры логопедии Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ»;

Крюков Георгий Валерьевич, исполнительный директор Союза дефектологов

Вопросы для обсуждения:

— портрет современного молодого специалиста в сфере коррекционной педагогики и специальной психологии

— меры стимулирования поддержки при трудоустройстве молодых специалистов

— современные условия труда – цифровизация образования, новые ассистивные технологии и инструменты психолого-педагогической реабилитации

— профессиональный стандарт педагога-дефектолога – перспективы, доработки, практика

— новые задачи профессиональной деятельности – новые требования
к профессиональным компетенциям

— преимущества членства педагогов-дефектологов в региональных
и межрегиональных профессиональных общественных ассоциациях

— расширение международного сотрудничества с крупнейшими профессиональными ассоциациями

Спикеры:

Арутюнян (Андронова) Лилия Зиновьевна, кандидат педагогических наук, профессор, научный руководитель специалистов речевого центра «Арлилия»

Балдина Екатерина Адольфовна, учитель-логопед высшей категории, победитель Всероссийского конкурса «Учитель-дефектолог – 2019»

Евтушенко Илья Владимирович, доктор педагогических наук, профессор кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ»

Левченко Ирина Юрьевна, доктор психологических наук, заведующий лабораторией инклюзивного образования Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ

Ли Ла, доцент Нанкинского педагогического института специального образования, КНР

Орлова Ольга Святославна, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник ФГБУ НКЦО ФМБА России, вице-президент Ассоциации фониатров и фонопедов, профессор кафедры логопедии Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ»

Симакова Оксана Сергеевна, кандидат педагогических наук, начальник Управления комплексного развития инклюзивного образования ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»

Сорокоумова Светлана Николаевна, доктор психологических наук, профессор кафедры социологии и психологии управления Нижегородского института управления – филиала РАНХИГС при Президенте РФ

Туманова Татьяна Володаровна, доктор педагогических наук, профессор, член Комитета логопедической помощи при РАС Международной ассоциации логопедов и фониатров, профессор кафедры логопедии Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ»

Тюрина Надия Шамильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогических основ специального образования Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ

Чанг Маолин, декан факультета реабилитационных наук Нанкинского педагогического института специального образования, КНР


15 ноября 2019 г. (пятница)

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы

«Московский международный Дом музыки»

(м. Павелецкая, Космодамианская набережная, д. 52, стр. 8)

8.30-9.30

Регистрация участников, прием почетных гостей Съезда

9.00-9.30

Кофе-брейк

9.30 – 11.30

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

9.30 – 10.00

Приветственное слово

Васильева Ольга Юрьевна, Министр просвещения Российской Федерации

 

Смолин Олег Николаевич, первый заместитель председателя комитета по образованию Государственной Думы

 

Малофеев Николай Николаевич, вице-президент РАО, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор

 

Приветственные адреса федеральных органов исполнительной власти

10.00-10.30

Доклад

Синюгина Татьяна Юрьевна, заместитель Министра просвещения Российской Федерации

«Государственная политика в сфере защиты прав детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью»

10.30-11.00

Доклад

Боровская Марина Александровна, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАО

«О модернизации дефектологического образования»

11.00 -11.30

Доклад

Соловьева Татьяна Александровна, и.о. директора ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», доктор педагогических наук

«Стратегия развития науки и практики в сфере образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

11.30-13.40

ТОРЖЕСТВЕННОЕ ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ СЪЕЗДА

Награждение почетных участников Съезда в номинациях «За личный вклад
в развитие дефектологии», «За верность профессии»

17.30-19.00

Публичные лекции ведущих ученых на площадках вузов Москвы

 

Институт специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ (Адрес:г. Москва, м. «Университет», ул. Панфёрова 8 корп.2)

17.30-19.00 «Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья как основа организации инклюзивного обучения»

Богданова Тамара Геннадиевна, доктор психологических наук, профессор кафедры психолого-педагогических основ специального образования Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ (актовый зал-5 этаж)

 17.30-19.00 «Коррекционно-развивающая направленность обучения детей с интеллектуальными нарушениями»

Яковлева Ирина Михайловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры олигофренопедагогики и клинических основ специальной педагогики Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ (малый конференц-зал - 1 этаж)

 

Институт детства ФГБОУ ВО «МПГУ» (Адрес: г. Москва, м. «Юго-Западная», пр. Вернадского, 88, 2 этаж, ауд. 200)

17.30-19.00 «Междисциплинарный подход в логопедии»

Орлова Ольга Святославовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры логопедии дефектологического факультета Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ»